Аввакум VS Никон:
Старейший печорский список
«Книги толкований и нравоучений»

Древняя и старообрядческая литература в севернорусских собраниях
А.В. Великанов.
Протопоп Аввакум с книгой.
«Огнеопальный» протопоп Аввакум (Аввакум Петров, 1620–1682) является идеологом русского старообрядчества и яркой новаторской личностью, совершившей первый шаг из литературы Средневековья в русскую литературу Нового времени. Его перу принадлежит свыше восьмидесяти сочинений, написанных в борьбе за сохранение старой веры и исконных традиций: это и небольшие письма, послания, челобитные, и такие обширные произведения, как «Книга бесед», «Книга обличений, или Евангелия вечного», «Книга толкований и нравоучений», и знаменитое автобиографическое «Житие». Главным противником протопопа Аввакума в этом богословском сражении стал патриарх Никон*, чьи реформы и угрожали, по мысли ревнителей старой веры, духовной жизни народа. Именно эта позиция легла в основу сочинений Аввакума, в которых Никон предстает в роли «темной» силы, посланника Сатаны и губителя веры истинной.

Протопоп Аввакум. Житие. Автограф.
(Первая страница Пустозерского сборника. 1670-е гг.)
*Патриарх Никон (1605–1681) – московский патриарх, реформатор русской православной церкви. С его именем связаны самые важные исторические события XVII столетия: это грандиозная реформа русской церкви в 50-х и 60-х годах, изменения которой коснулись буквально всех церковных укладов, и последующий за ней церковный раскол.
Владимир Иванович Малышев
Выдающимся исследователем творчества протопопа Аввакума является Владимир Иванович Малышев (1910–1976) – археограф, литературовед и основатель Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Именно его многолетняя работа, посвященная разысканиям и изучению старообрядческих литературных памятников, древнерусских рукописей, значительно обогатила научную библиотеку: были обнаружены рукописи — подлинные документы XVII — начала XVIII в., в частности тексты ранее неизвестных литературных сочинений Аввакума и особые редакции его произведений. Многие из этих находок стали историческими и литературными открытиями!

Одна из таких знаменательных для науки «находок» – печорский список «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума, названный Владимиром Ивановичем «старейшим», поскольку данный список, как показало его текстологическое исследование, является наиболее древним. Сама «Книга толкований» представляет своеобразный сборник вольных толкований Аввакумом текстов Священных Писаний, прерываемых его богословскими и эмоциональными размышлениями, обличениями сторонников церковной реформы, а также «нравоучениями», обращенными к истинным христианам.
Печорский список «Книги толкований» был найден в составе сборника-конволюта* в 1937 году на реке Печоре, в Усть-Цилемском районе Коми АССР (в семье А. П. Поздеевой (Асташевой), в дер. Кониных близ села Усть-Цильма) и датирован XVII веком.
Карта Усть-Цилемского района
*Конволют – сборник, составленный из различных самостоятельных рукописей и переплетенный в единый том.
На списке «Книги» имеется и владельческая запись, написанная, как отмечается исследователем, скорописью XVII в.: «Сия книга Петра, Неронова сына Поздеева, самая полная». В.И. Малышев заметил: «О Петре Поздееве никаких других сведений, кроме его записи на рукописи, не имеется. Однако не вызывает сомнения его пустозерское происхождение…»[1]. Уникальность печорского списка «Книги толкований» состоит в том, что он содержит все пять частей книги, и таким образом, восстанавливает отдельные дефектные места других рукописей:

1) толкование на Псалмы[2] (Пс. 40, 41, 44, 83 и 102) с приложением суждений о деятельности Никона и наставления царю Алексею Михайловичу;

2) толкование на 9-ю главу Книги Притчей[3] и 4-ю, 5-ю и 6-ю главы Книги Премудрости Соломоновой[4];

3) толкование на 12-ю, 35-ю и 55-ю главы Книги пророка Исайи[5] с присоединением кратких рассуждений богословского характера;

4) нравоучение, как жить в христианской вере, с добавлением толкования на 80-е зачало Евангелия от Матфея;

5) обращение к адресату Книги Симеону с упоминанием о самосожжениях старообрядцев, об их казнях за приверженность к старине и приветствие «всем чтущим и послушающим» посылаемое писание.
[1] Малышев В. И. Старейший список «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона»: сб. ст. к 90-летию Н.К. Пиксанова. Л., 1969. – С. 266–273.
[2] Псалом – древний жанр молитвословной поэзии. 150 псалмов составляют одну из книг Библии – Псалтырь.
[3] Книга Притчей или Книга Притчей Соломоновых – одна из ветхозаветных книг Библии. Входит в цикл учительных книг, располагается вслед за Псалтирью.
[4] Книга Премудрости Соломона – «второканоническая» библейская книга Ветхого Завета.
[5] Книга пророка Исайи – первая по порядку каноническая книга, относящаяся к книгам великих пророков Ветхого Завета.
Предлагаем прослушать этот фрагмент «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума:
Фрагмент «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума (расшифровка):
«Слушайте-тко, я поговорю с вами. Антидор глаголется противный даръ, «анти» — «противление» пишется. Мочно вамъ и по сему разумѣть: Христосъ, Сынъ Божий, — спаситель душам, антихристъ — разоритель и навѣтникъ душам, противникъ истинному Христу. Того ради предложение ему — «анти», еже есть противникъ, потомъ «христъ», сирѣчь царь же будетъ, поганецъ, скверною помазанъ. Во Израили помазувахуся цари и архиереи от рога, полагаемаго на главу. Просто молвить: рогъ в церкви повѣшонъ, налитъ масла древянаго, и человѣка тово под него подведутъ; аще достоинъ поставления, — такъ над нимъ масло то и закипит в роге том; тѣмъ масломъ и мажутъ поставляемаго; того ради глаголется помазанецъ. Христос же, Богъ нашъ, сего не требоваше человѣческаго поставления и дѣйства церковнаго, но свыше от Отца помазанъ Духом Святымъ и исполнь благодати и истинны. Сего ради именовася Христосъ, или Помазанецъ, или Царь, понеже воцарися над грѣхомъ, смертию своею убивъ грѣха, и плененыя вся свободи, понеже царствоваше грѣхъ и не на согрѣшыиих от Адама и до Моисея, а от Моисея и до Христа. Христосъ же и всѣмъ вѣрным свободу дарова, уже грѣх к тому не обладаетъ нехотящих повинутися ему. Нынѣшным приходом матерь убилъ, а вторымъ пришествием и сына убиетъ, еже есть — и смерть упразнитъ. Есть и Златаустъ в словѣ на июдея от

Христова лица такъ же говорит: «Азъ есмь матерь убилъ, сына ли не заколю? Ей, всяко упражню». Ищи в Маргаритѣ, кому надобе. А противникъ, сирѣчь антихристъ, паки оживитъ грѣха, понеже грѣходѣлатель, человѣкъ беззаконию, сынъ погибели, противникъ во всемъ Сыну Божию. Христосъ, Богъ нашъ, Сынъ, Слово превѣчное Отчее, излиявъ себе от Отеческихъ нѣдръ неотлучным Божествомъ, яко от солнца луча или свѣтъ сниде на землю во утробу Приснодевыя Пречистыя. И бысть той свѣтъ вмѣсто сѣмени, якоже пишетъ сице Григорий, папа Римский: «И плоть во утробѣ и душу восприятъ Духа Святаго осѣнениемъ, и от Марии-Девы вочеловѣчився».

А противникъ, еже есть антихристъ, зачнется от блуда, от жены жидовки, от колѣна Данова. Мнит ми ся, самъ сатана зблудитъ с нею симъ подобиемъ якоже змѣи нынѣ лѣтаютъ к женамъ, дьявольской же духъ. И дастся зачатому душа за плоть матерню. А хотя и басурманъ зблудитъ, ино тотъ же поганецъ, — духом своимъ дьявол помажетъ ево, такъ и стал помазанецъ. Исперва будетъ казатися людямъ кротокъ, и смиренъ, и милостивъ, и человѣколюбивъ, слово в слово, какъ Никонъ, ближней предотеча его, и плакать гораздъ. Я ево высмотрилъ, дияволова сына, до мору тово еще, — великой обманщикъ, блядинъ сын! Какъ то при духовникѣ том, Стефанѣ, здыхаетъ, как то плачетъ, овчеобразный волкъ! В окно ис полат нищим денги бросаетъ, едучи по пути нищим денги золотые мечетъ! А мир-отъ слѣпой хвалить: «Государь, такой-сякой, миленкой! Не бывалъ такой от вѣку!» А бабы молодые, — простите Бога ради, — и черницы, в полатах тѣх у него веременницы, тѣшатъ его, великаго государя пресквернѣйшаго! А онъ ихъ холоститъ, блядей! У меня жила Максимова попадья, молодая жонка, и не выходила от него: тогда-сегда дома побываетъ, воруха, всегда весела с водокъ да с меду; пришед, пѣсни поетъ: «У святителя государя в ложнице была, вотку пила!» А иные рѣчи блазнено и говорить. Мочно вамъ знать и самимъ, что прилично к блуду. Простите же меня за сие. И болши тоя бездѣлицы той вѣдаю, да плюнуть на все! Слово в слово, таков-то антихрист-отъ будетъ.

Льстивъ сый исперва, а егда поставятъ его царемъ, и убиетъ трех царей, египетскаго, ливийскаго, ефиопскаго, и оттолѣ звѣрообразенъ будетъ, и жестокъ, и немилостивъ. Тайну ту откроетъ сердечную злобную, да понесетъ пластать да вѣшать. А люди те омраченные страха ради и прещения пуще величаютъ: «Благочестивѣйший, тишайший, самодержавнѣйший, государь нашъ природной, праведной, будь здравъ на многа лѣта!» Да и на обѣднях тѣх такъ же величаютъ. Обѣдни тѣ у них уже не по-нашему будутъ: гдѣ прибрело, тутъ и обѣдня! Не в церквѣ у престола пред образомъ Пречистыя

Богородицы, но литонъ разославше и в заходе и вездѣ — обѣдня, какъ никонияня напечатали нынѣ во своих книгах. А прежде его антихристова царства приидутъ паки на землю плотию Илия и Енохъ со Иваномъ Богословом. И полъчетверта года проповѣди ихъ будетъ к человѣкомъ, таже антихриста со дерзновением обличать потонку лесть его станутъ. Онъ же убиетъ ихъ и повержетъ на пути града телеса ихъ. Онѣ же, мертвы лежавше полчетверта дни, паки оживутъ пред всѣми людми и взыдутъ на небо. А антихристъ не глядитъ на то, свое содѣваетъ, мороча людей, чюдеса же творитъ, в обманъ прельстивше, и иных царей к себѣ подклонитъ да розсылаетъ по всей земли посланниковъ своих, собирая людей, и удивляетъ, блазня, омраченных невѣжд. Правовѣрнии же разумѣютъ его, яко той есть прелесникъ, о немже писано есть. Всяко постражуть, миленкие, и от самого и от прикащиковъ его, как то и нынѣ: и на Москвѣ жгутъ, и по городомъ жгутъ, митрополиты и воеводы, вездѣ ихъ воля и сила! Дѣло-то ево и нынѣ уже дѣлаютъ, толко послѣдне-етъ чортъ не бывалъ еще, явитися ему во свое ему время. Павелъ пишетъ: «И нынѣ одержащее вѣсте»; вотъ, какъ выше говорилъ, строка 5-я, и 6-я и 7-я, и 8-я, точию держаяй нынѣ, дондеже от среды будетъ; сирѣчь как, де, изведется Римская держава, тогда и беззаконникъ явится.

Да что, петь, Симеон миленкой, много толковать тово про антихриста тово? Пора на него и плюнуть! Одно знай: тайна уже дѣется беззаконию; не нынѣ началася».

Протопоп Аввакум. Икона. XVIII в.
Источники:

1) Малышев В.И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Пушкинского Дома АН СССР // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 321–327.

2) Малышев В.И. Старейший список «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона»: сб. ст. к 90-летию Н. К. Пиксанова. Л., 1969. – С. 266–273.

3) Сочива Т.А. «Книга толкований и нравоучений» протопопа Аввакума в контексте литературного наследия писателя: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Вологда, 2017. – 253 с.

4) Демкова Н.С., Сесейкина И.В. Старейший (печорский) список «Книги толкований и нравоучений» Аввакума, найденный В. И. Малышевым // Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л., 1990. С. 73–146.

5) Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, Н.В. Понырко. Т. 17: XVII век. СПб., 2013. С.147–159; 551.




Иллюстрации:

1) Великанов А.В. «Протопоп Аввакум с книгой» (Протопоп Аввакум в Пушкинском Доме. К 400-летию со дня рождения. 1620-2020: календарь / подгот. Г.В. Маркелов при участии А.А. Савкина, Е.В. Кочневой, Е.Д. Конусовой, Ф.В. Панченко. СПб., 2020).

2) Первая страница Пустозерского сборника. 1670-е гг. (Протопоп Аввакум в Пушкинском доме. К 400-летию со дня рождения. 1620-2020: календарь / подгот. Г.В. Маркелов при участии А.А. Савкина, Е.В. Кочневой, Е.Д. Конусовой, Ф.В. Панченко. СПб., 2020).

3) Карта Усть-Цилемского района: https://vk.com/club536324
https://sun9-4.userapi.com/impf/c84/v84999/30c/1-5HwdAR6uc.jpg?size=604x455&quality=96&sign=afc5b148d5d2cb41d07c891e72b2af26&type=album

4) Фото В.И. Малышева: https://www.booksite.ru/fulltext/arbat/puty/3.htm.

5) Икона протопопа Аввакума XVIII в.: https://icons.pstgu.ru/icon/3728.
Текст, подбор иллюстраций, чтение фрагмента –
Софья Коснырева, студент СГУ им. Питирима Сорокина,
направление «Филология»

Подготовка текста к интернет-публикации –
Влада Роман, студент СГУ им. Питирима Сорокина,
направление «Журналистика»

Руководитель проекта –
доцент СГУ им. Питирима Сорокина Т.С. Канева


© НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера»,
2021

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website