ПИНЕГА. ПРАГА. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ.

«ХОЖДЕНИЕ ТРИФОНА КОРОБЕЙНИКОВА»

В СОБРАНИИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВА

(УЗЕЛ ИМЕН)


Древняя и старообрядческая литература в севернорусских собраниях
Александр Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ и ПИНЕГА
Александр Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ (1874–1940) – доктор филологических наук, фольклорист, исследователь древнерусской литературы, диалектолог, выдающийся ученый, профессор Варшавского и Томского университетов.

Уроженец Варшавы, в 1899 г. А.Д. Григорьев с отличием окончил историко-филологический факультет Московского университета, где был оставлен в магистратуре при кафедре русского языка и литературы, и тут же по примеру студента Алексея Маркова, записавшего летом 1898 г. на Зимнем берегу Белого моря десяток старинных эпических песен, также решает отправиться на Север. В 1899-1901 гг. он побывал на Онежском берегу Белого моря и на реках Мезень, Кулой, Пинега.


Александр Дмитриевич Григорьев
В результате, как отметил А. А. Горелов, «на книжные полки встанут три монументальных тома собрания А. Д. Григорьева "Архангельские былины и исторические песни" – самая большая в отечественной фольклористике коллекция былинных текстов, когда-либо записанных одним лицом. Книги эти колоссальны по заключенному в них <...> труду разыскания и собирания памятников устной поэзии <...>, но еще – <...> по изданию огромной, в 3000 страниц, рукописи, вместившей 424 произведения ("старины" – былины, исторические песни, старшие баллады, духовные стихи <...>) и 150 нотировок напевов, на которые произведения исполнялись»[1]. Стоит также отметить что А. Д. Григорьев «совершил первооткрытие крупной пинежской певицы Марии Дмитриевны Кривополеновой и нескольких других "боговдохновенных мастеров"»[2].
[1] Горелов А. А. Подвиг Александра Григорьева // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. Т. I. СПб.: Тропа Троянова, 2002. С. 4.
[2] Там же. С. 5.
В своих северных поездках А. Д. Григорьев дважды побывал на ПИНЕГЕ, притоке Северной Двины – в 1900 и 1901 гг. Он посетил здесь 60 деревень и сел, записав от 88-ми местных жителей 201 фольклорный текст. Кроме того, в этих экспедициях «Григорьев осуществил ряд важных сопутствующих археографических разысканий» [3] . Сам собиратель написал: «...Мне удалось также приобрести 110 рукописей, иногда, правда, очень малых; половина их (по составленному мною охранному каталогу) – церковного характера, а другая – литературного и содержит заговоры, апокрифы, исторические и литературные повести» [4] .
[3] Горелов А. А. Подвиг Александра Григорьева // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. Т. I. СПб.: Тропа Троянова, 2002. С. 6.
[4] Григорьев А. Д. Пинежский край и былинная традиция в нем // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. Т. I. СПб.: Тропа Троянова, 2002. С. 162.
Александр Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ и ПРАГА
Значительная часть рукописей, найденных А. Д. Григорьевым на Севере, стала достоянием Библиотеки Академии Наук России, по поручению которой он совершал поездки по Русскому Северу. Другая часть хранится в Славянской библиотеке в Праге. Туда передал их незадолго до своей смерти сам Александр Григорьевич, оказавшийся в Праге после долгих скитаний по России, Польше и Чехословакии. Так памятники книжности, переписанные северными крестьянами, оказались в Праге. В пражском собрании рукописей А. Д. Григорьева, по замечанию А. В. Флоровского [5], в основном представлены старорусские литературные тексты, преимущественно в списках XVIII и XIX вв.; они отражают позднюю рукописную традицию Поморья.

[5]Флоровский А. В. Собрание рукописей А.Д. Григорьева в славянской библиотеке в Праге // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 573.
В составе рукописей, привезенных А. Д. Григорьевым с Пинеги и хранящихся ныне в столице Чехии, встречается и увлекательное произведение древнерусской литературы, написанное в жанре паломнических записок – «Хождение Трифона Коробейникова».
ТРИФОН КОРОБЕЙНИКОВ И СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
«ХОЖДЕНИЕ ТРИФОНА КОРОБЕЙНИКОВА» – один из наиболее известных в древнерусской паломнической литературе памятник, посвященный путешествию московского посольства в Святую Землю [6]. Трифон Коробейников, московский купец, от лица которого ведется повествование, дважды был в составе посольства: в 1582 оно было направлено Иваном Грозным в Царьград и на Афон с милостыней на помин души Иоанна Иоанновича, а в 1593 г. послано с «заздравною милостынею» в Царьград и Иерусалим по случаю рождения у царя Федора Ивановича царевны Феодосии.
Во вступлении «Хождения...», что свойственно данной жанровой форме, кроме условно-литературной характеристики (азъ недостойный… хужши во всех мнисех) и обращения к читателям с просьбой простить за «худоумье» и «грубость», писатель давал вполне конкретные сведения о себе, когда, куда и зачем совершил хождение.
[6]Общее (современное) европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий. Географически отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были с ними связаны (Синайская гора, гора Голгофа, Гефсиманский сад и др.).
Приведем фрагмент произведения о назначении посольства
по рукописи середины XIX в., обнаруженной А.Д. Григорьевым на Пинеге:
Текст аудио
«По приказу Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии, и по благословению Дионисия митрополита Московскаго, послание Московских купцов с Москвы и хождение их во Царьград, и во Антиохию, и во Иерусалим, и во Египет, и в Синайскую гору. В лете 7090 году, в марте, Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руссии, послал с Москвы в Царьград, и во Антиохию, и во Александрию, и во святый град Иерусалим, и в Синайскую гору, и во Египет к патриархам, и ко архиепископам, и к епископам, и к архимандритам и к игуменам по сыне своем, по Царевиче Иване Ивановиче милостину довольну, с Московскими купцы, с Трифоном Коробейниковым, да с Юрьем Грековым, а с ними ездил своею охотою Московский жилец, крестечной мастер, да с ними ж Государь послал пять сот рублев в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины, где лежало тело ея по преставлении на горе ангелы хранимо».
Святая Земля – легендарное пространство в «Хождении...». Как и другие паломники, Трифон Коробейников признавал вечность легендарного мира и неоднократно упоминал о нетленности предметов, которые контактировали с библейскими героями и обладали чудодейственной силой (как, например, камень, на котором отдыхал Христос). В этих и других объектах паломничества материализовались историческая память людей и их поэтическое видение сакрального мира.
В изображении пространства автор «Хождения...» использовал традиционный для жанра путешествий прием последовательности, когда осмотренное и описанное место становится ориентиром, от которого путники двигались к новому объекту поклонения. Для связи отдельных компонентов повествования автор использовал устойчивые обороты типа: «и от того места поидохом»; «последи приводят» и др. Рассказывая о святых местах в окрестностях Иерусалима, автор «Хождения...» выстраивал длинную цепь описаний, каждое из которых связано с предыдущим и последующим звеном логикой пространственных перемещений паломников.
Приведем фрагмент описания Вифлеема в «Хождении...»
по рукописи середины XIX в. из собрания А. Д. Григорьева.
«Отъ Ерусалима на полуденую страну до Вифлиема 7 верстъ, а в немъ церковъ велика, Рождество Христово, а гдѣ родися Господь нашъ Иисусъ Христосъ, и то мѣсто въ пѣщере под олтаремъ церковнымъ, сойти аки въ погребъ по лѣствицы 7 ступеней; и ясли, гдѣ родися Христосъ, иссечены отъ камѣни мрамора бѣлого. Исъ то пещеры блиско двери въ другую пещеру, и въ той, сказываютъ, Иродъ царь избивалъ младенцы съ матерьми за Христа, и оть матерьнихъ сосецъ млеко течаше на землю; и земля в той пещере мяхка и бѣла. И старцы иерусалимские сказываютъ тое землю: «Млеко пречистые Богородицы». А отъ Ерусалима къ Вифлиому идучи на полудороге стоитъ монастырь святаго пророка Ильи, идеже закла пядесятъ трецъ лъживыхъ. И близъ того монастыря с перестрелъ на дорогѣ мѣсто вообразилося, идеже уснулъ Илья пророкъ, и возгнуся мѣсто, яко воскъ, - знать и до сего дни. И прииде к нему ангелъ Господень и возбуди его и принесе ему опреснокъ пиренъ и корчагу воды. И отъ того мѣста на подромѣ, сиречь въ подолѣ, гробъ Рахилинъ, матере Иосифовы прекрасного, гдѣ проданъ отъ братии своей и веденъ Измалтяномъ и плакася на гробѣ томъ. И на тои же горѣ до Ерусалима, не доходя мѣста Ильи пророка, стоитъ древо маслина и до сего дни зелено; а сказываютъ, егда изыдѣ Богородица не празна въ Вифлиомъ родити Господа нашего Иисуса Христа и отъ руда изнеможе и опочину под темъ древомъ, под маслиною; и то древо по се месту зѣлено; и приходятъ страники и то древо ломаютъ для благословения. Да отъ Ерусалима же на полуденую страну верстъ яко 20 до монастыря великия лавры святаго Савы; церковъ болшая Преображение Господне и иные многие церкви. Келия святаго Савы Освещенаго вытесана въ горѣ камѣной, не велика, какъ человеку сести, а стать в ней нельзя. И в той келии исходитъ исъ потолоку миро мяхко и бѣло, аки ладаная мука; и то миро старцы даютъ вмѣсто мощей для благословения християномъ. А стоитъ тотъ монастырь на краю удоли плачевно, которой пошелъ отъ Иерусалима въ море Содомское; а итти тѣмъ удолемъ плачевнымъ до моря Содомскаго, идеже погуби Господь Содомъ и Гоморъ за бѣзаконие ихъ, пядесятъ верстъ. Изъ моря Содомскаго исходитъ смола черная и сера горячея, аки глыбы, а животного в собѣ море Содомское нечего не имѣетъ, и пить тое воды никому не мочно, потому что та вода всякое животное в собѣ уморяетъ. Море не велико: объходу около его пять дней. И тое смолу емлютъ и мажутъ винограды, на которомъ червь появится, и тою смолою тѣ черви уморяютъ. А серу емлютъ и продаютъ купцемъ, а купцы тою тою серою конопатять корабли, которые ходятъ по Черному морю».
В XVI-XIX вв. «Хождение...» сделалось народным, тем самым заслонив собой другие книги такого же содержания. О степени его распространенности можно судить по огромному количеству списков, в которых оно дошло до нас (специалистами называется около 400). В рукописно-книжной традиции «Хождение...» получило чуть ли не священный авторитет, помещаясь в сборниках иногда между житиями Святых, поучениями Иоанна Златоуста, церковными песнями и другими статьями религиозного содержания.
Литературный памятник о хождении из Москвы в Святую Землю, появившийся в XVI в., оставался привлекательным для читателей далекой северной реки Пинеги и в XIX в. Некоторые рукописи, свидетельствующие об этом, благодаря подвижнической деятельности Александра Дмитриевича Григорьева оказались в Праге и до сих пор остаются предметом изучения специалистов по древнерусской литературе.
Их исследованием занимаются и филологи Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.
Профессор СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Федоровна Волкова у шкафа с рукописями А.Д. Григорьева
в Славянской библиотеке.
Татьяна Федоровна Волкова и Карина Григорчук.
Источники:
1. Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т. Т. I. СПб.: Тропа Троянова, 2002.

2. Белоброва О. А. Коробейников Трифон // Словарь книжников и книжности Древней Руси (вторая половина XIV - XVI в.). Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 490-491. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=40...

3. «Вышел из Москвы...»: Выставка в музее Андрея Рублева: URL: https://vk.com/video-87755205_456239298.

4. Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала XX века в биографических очерках. Е. В. Аничков, А. В. Марков, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Д. Григорьев, В. Н. Андерсон, Д. К. Зеленин, Н. Е. Ончуков, О. Э. Озаровская / Под ред. С. Н. Азбелева. – СПб., 1993.

5. Лопарев Х. М. Хождение Трифона Коробейникова 1593-1594 гг. // Православный Палестинский сборник. Т. 9. В. 3. – СПБ., 1889.

6. Флоровский А. В. Собрание рукописей А.Д. Григорьева в славянской библиотеке в Праге // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 573–580.

7. Шлепецкий И. С. Александр Дмитриевич Григорьев. URL: http://carpatho-russian-almanacs.org/LEMKO/LEMKO1965/Grigoriev65.php
Иллюстрации - из открытых источников
Подготовка материалов –

Карина Григорчук , студент СГУ им. Питирима Сорокина,

направление «Филология»,

Т. С. Канева, доцент СГУ им. Питирима Сорокина


Чтение фрагмента - Карина Григорчук


Подготовка текста к интернет-публикации –

Влада Роман,студент СГУ им. Питирима Сорокина,

направление «Журналистика»


Руководитель проекта –

доцент СГУ им. Питирима Сорокина Т. С. Канева


© НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера»,

2021


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website